Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Регулирование, Управление риском, Ипотечное страхование
Новый этап в развитии ипотечного страхования в России
Языков Андрей Дмитриевич
Генеральный директор ОАО СК «АИЖК»
страхование сегодняКак идет развитие ипотечного страхования в России? Будет ли ипотечное страхование включено в число мер, снижающих требования к капиталу и резервам для банков, выдающих ипотечные кредиты?

Ипотечное страхование (mortgage insurance: компенсация убытков кредиторов при обращении взыскания на заложенное имущество в результате дефолта заемщика) имеет ряд существенных отличий в процессе продажи от иных страховых продуктов. Это не только выбор заемщика, как форма защиты от риска возможной неплатежеспособности, и не просто желание банка обязать заемщика застраховаться. Концептуально ипотечное страхование существует в связке с банковским продуктом, так как покрывает часть кредитного риска банка по ипотеке.

Ипотечное страхование предусматривает компенсацию убытков кредитору, если при дефолте заемщика для покрытия долга оказывается недостаточно средств от реализации заложенного имущества и невозможно довзыскать с заемщика остаток средств. Оно встраивается в кредитный продукт. По классификации Solvency II – это 14-я группа риска (кредитные риски) и никакого отношения к такому виду страхования как «Комплексное ипотечное страхование» не имеет.

Для банка-кредитора ипотечное страхование позволяет выводить избыточные риски из капитала банка, переходить под меньшие требования к капиталу, улучшать доходность на акционерный капитал. На Западе это хорошо работает, особенно в англо-американской правовой системе, где отсутствуют нормы пруденциального надзора, где царствует Базель II и международные стандарты. Там активно применяют страхование как в момент выдачи кредита, так и в момент, когда у банка иссякает свободный капитал: тогда банк покупает страховку на целый пул портфелей и размораживает свои возможности по выдаче ипотечных кредитов.

Ипотека в России имеет серьезный потенциал развития, она, можно сказать, находится еще на старте. Если сравнивать долю ипотеки в ВВП в разных странах мира (и в странах, где активно применяется ипотечное страхование, как в США, и там, где оно отсутствует), место России пока очень скромное. Во всем мире ипотеку стремятся поддерживать, так как она стимулирует покупку товаров долговременного спроса, амортизирует инфляцию и изымает в среднем 40% доходов домохозяйств из текущего потребления. У нас есть перспективы роста объемов как самой ипотеки, так и ипотечного страхования.

В нашей стране отсчет развития ипотеки ведется с 1997 года, когда было создано АИЖК. В 1998 году был принят закон «Об ипотеке». И только в 2004 году в составе статьи 31 закона «Об ипотеке» появилась специальная норма, скопированная с американской практики. Она предусматривала страхование ответственности заемщика по договору. В 2010 году Правительство Российской Федерации приняло специальную программу развития рынка ипотечного жилищного кредитования в до 2030 года, в связи с чем и была создана наша страховая компания АИЖК. В период с 2004 по 2010 год не было выдано ни одного полиса по ипотечному страхованию – хотя формально возможности существовали, – всем было очень страшно в этот рынок входить. В 2010 году наша компания получила лицензию на перестрахование и начала принимать данный риск, с целью создания условий развития этого рынка.

В 2010-2013 годах данный рынок бурно рос, хотя были и определенные законодательные сложности. В систему вошло 32 страховые компании и около 100 банков-кредиторов, в кредитный продукт которых, встроилась ипотечная страховка. Это породило многочисленных «маркетинговых карликов»: когда каждый банк, имея собственный взгляд на продуктовую линейку, создавал не менее 3-5 специфических продуктов, под каждый из которых изобретались новые формулировки в договорах, множились формы полисов и т.д. В результате возникло до 1,5 тысяч вариаций одних и тех же страховых продуктов.

Наша компания поддержала около 50 базовых вариаций для целей перестрахования, что, вообще-то, для рынка проблематично. Когда к кредитору приходит новый страховщик, возникает проблема налаживания диалога и вопросы на тему: что же за защита предлагается? Нет ли в ней дыр и подводных камней? Каков уровень защищенности? Но, одновременно с этим и сам банк, вводя новый продукт, задумывается о том, как себя обезопасить при работе с новой категорией заемщиков: молодыми учителями или врачами, с объектами, такими как коттеджные поселки... И всякий раз, страховщику, приходящему в новый банк, приходится вносить свои коррективы в продуктовую линейку с учетом пожеланий банка. В условиях отсутствия необходимой методики из-за этого сразу же возникают проблемы с перестрахованием.

Еще одно важное следствие связано с тем, что Базель II и международные стандарты финансовой отчетности регламентируют вопросы выведения риска из баланса банка таким образом, что за счет ипотечного страхования снижаются требования к капиталу и резервам банка. В нашем случае Банк России пока не рассматривает возможность применения аналогичной нормы, поскольку просто не в состоянии вычитывать многочисленные варианты документов по данному виду страхования. Тем не менее, появление в России мегарегулятора дает уникальную возможность объединить контроль за управлением рисками в страховом и банковском сегменте, а значит, обеспечить интеграцию данного вида страхования в банковские нормативы. Это был бы очень важный шаг, ведь сейчас единственная мотивация банкиров участвовать в страховании – это комиссионные, которые они получают от страховщиков. В случае принятия таких норм у банка возникает вторая мотивация – серьезное изменение нормативов резервов и достаточности капитала.

В дискуссии о том, как именно все это должно строиться, Банк России высказал следующие принципы. На первом уровне должна быть обеспечена надежность страховщиков, в том числе, с точки зрения аффилированности. Банк России занимает здесь принципиальную позицию: риск из группы связанных компаний должен выводиться. Однако, если страховщик аффилированный, но использует перестрахование в надежной компании, это можно не считать риском аффилированности.

На следующем этапе необходим перенос всех существенных норм в закон, чтобы потом не было предмета для судебных трактований правил страхования. Банк России готов работать с едиными правилами страхования, которые можно будет интегрировать в регулирующие нормативы для банков. Кроме того, будет применяться, как было сказано, некий «пустой полис» – полис, в котором нет ничего сверх этих правил. В нем будут только существенные условия договора страхования, указанные в ст. 942 ГК, некоторые дополнения, связанные с идентификацией предмета ипотеки, выгодоприобретателя, а также очень жесткое прямое упоминание об отсутствии каких-либо исключений, освобождающих страховщика от выплаты, сверх тех, что указаны в правилах страхования.

В этом плане нам очень помогла новая редакция закона «Об организации страхового дела». Для банковского сегмента надежность выплат, которая заложена в этом законе, серьезно предопределила надежность и самого вида «ипотечное страхование». Четкий список документов для заключения договора страхования, а главное – на выплату, четкие сроки принятия решения по выплате, – все это банк может закладывать в свою кредитную модель и на основании этого прогнозировать свою убыточность.

В сентябре 2013 года в Банке России была создана рабочая группа по ипотечному страхованию под руководством В.В.Чистюхина. Она объединила страховщиков, банкиров, представителей Минфина, Минэка, Администрации Президента и Банка России. Рабочая группа детально проанализировала существующую ситуацию и предложила некую обобщенную редакцию правил страхования и форму полиса.  Нововведения могут облегчить жизнь страховщикам и в перестраховании, сохраняя, при этом, возможность для конкуренции (через страховой тариф). Для банков же это позволит запустить новые продукты страхования без изменения юридической документации. Есть также еще один, значительный бонус, подтвержденный мнением рейтингового агентства Moody's: переупаковывая ипотечные кредиты в сделку секьюритизации, банк может получить серьезное улучшение структуры сделки. Таким образом, приводя систему к единообразию, сможет улучшиться качество банковского и страхового бизнеса, оставляя место для конкуренции на рынке и возможности интеграции данного вида страхования в банковские нормативы.


7 апреля 2014 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Управление риском, Ипотечное страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.20 (голосовало: 5 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: